Helsinki - Stockholm tranzit. Круиз по Скандинавии - 4дня / 3 ночи
Sandy
Часть I . Отъезд
Все. Надоело, устала, хочу чего-то не ежедневного, свежего, новых эмоций, новых лиц, хочу приключений! Еду одна, не желаю оглядываться - ах, что обо мне подумают мои спутники. Лозунг поездки и руководство к действию - я вас всех в последний раз вижу!
К сожалению, больше чем на четыре дня, не получается, ну, да ладно, время в приключении течет по-другому - оно насыщеннее и потому длиннее.
Как обычно, визу и билеты я получила поздно вечером накануне выезда. Весь пакет документов мне привезла прямо на дом очаровательная Римма - владелец и директор Агентства путешествий "Географический клуб". Помощью Риммы и ее сотрудников пользуются все мои родственники и многие знакомые.
Я, например, плохо себе представляю, как можно организовать деловую поездку моему брату в Мюнхен, затем в Париж, с залетом в Швейцарию и вылетом в Москву опять из Мюнхена, при этом везде разные языки, часовые пояса, порядки и обычаи, праздники и забастовки - а они совершенно спокойно расписывают весь маршрут, отели и поезда, самолеты и такси, и, что интересно, практически не бывает сбоев.
Поскольку мой отъезд в отпуск даже и на четыре дня - событие не только для меня, но и для родных и близких (как они здесь без меня обойдутся мне не ясно), все считают своим долгом принять активнейшее участие в моей отправке - брат волнуется, что у меня будет мало денег, и дарит - "чтоб не чувствовала себя скованно", шеф выдает отпускные, дочь настаивает, что поездку оплачивает она, муж провожает на вокзал и усаживает в поезд.
Всех люблю, все чудесные, но уезжаю с радостью - устала от бесчисленных обязанностей и забот, устала от своих - пусть вокруг будут чужие, которые мне до лампочки и которых я, если не захочу, могу больше никогда не видеть.
Итак, поздно вечером в пятницу, я сажусь в фирменный поезд "Лев Толстой" Москва-Хельсинки и приключение начинается.
Настрой на приключения сразу приносит свои плоды - обращаешь внимание на все, и каждая мелочь становится пусть маленьким, но событием, т.е. приключением. Смотрю на билеты. В билете - туда, т.е. из Москвы в Хельсинки, написано просто - купейный, нижний, место №19, а в билете "обратно" - четко напечатано еще и "купе женское". Они, европейцы, не понимают: как в одном купе могут быть мужчины и женщины, как переодеваться, и вообще - вдруг во сне кто-то раскрывается. Представляете, какой ужас? А мы ничего, ездили и до-о-олго будем ездить еще, причем у нас в смешанном купе всегда веселей, чем в "однополом".
В нашем купе три женщины и один приятный молодой человек, который, чтобы не стеснять дам, почти все время простоял в коридоре. Проблемы хорошего воспитания. Его было жалко, я на некоторое время составила ему компанию, но он не ехал в Хельсинки, а меня, на данный момент, интересовал только мой приезд в чужой город. Знание английского на нуле, в городе я никого не знаю, а нашу хорошую знакомую, живущую недалеко от Хельсинки, я отговорила со мной встречаться: в программе, выданной мне Риммой, четко сказано - "встреча с группой на вокзале и отъезд в Турку".
Рассматриваю пачку бумаг - вот страховой полис. Интересные вещи можно прочитать - оказывается, о каждом из нас заявлено в нем, "что застрахованное лицо здорово и не страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями..., слепотой или глухотой". А, по-моему, все это есть у каждого второго застрахованного. Значит, в случае чего, у страховой компании всегда есть причина - не платить?
В семь утра всех разбудили - граница. Заполнили декларации для российской и финской погранслужб. Никто не знает - надо ли заполнять бланки или нет, если с собой четыреста долларов, двести марок и тысяча пятьсот рублей, но все советуют заполнить.
И правильно советуют. Пока все не заполнили и не сдали пограничники ждали. Они входят в вагон с двух сторон и очень тщательно проверяют соответствие лица в паспорте и в натуре. Всех не один раз пересчитывают, то и дело цифры не сходятся, ведь, хотя всем и велели не выходить из своих купе, люди заглядывают в соседнее купе к знакомым, дети выскакивают и начинают бегать и т.д. Наконец нас сосчитали и вернули паспорта. Теперь, наоборот, всех попросили выйти из купе - осматривают весь вагон, ищут запрещенные к провозу предметы, которые могут быть спрятаны под полками, под матрасами, или в других укромных местах. Это тоже погранслужба, но другая какая-то. И форма не та. Дальше идет следующая партия проверяющих - собственно таможня. Меня просят показать мои бесчисленные валютные резервы, но не пересчитывают. Видно, что я их абсолютно не интересую. А у дамы из нашего купе вдвоем пересчитывают золотые браслеты, цепочки и кольца, которыми она увешана. "И тонкая изящная золотая цепочка на щиколотке, которая особенно модна в этом сезоне на пляже" - писали в журнале "Англия" в 85-м или 86-м году, точно не помню. А по две но толстые, и на каждой щиколотке - модно?
Наконец, мы преодолеваем границу с нашей стороны, трогаемся и через полчаса снова останавливаемся. Границу я так и не разглядела - темно, хотя пыталась - может полоса в полкилометра шириной, на которой не было видно ничего, и была тем самым водоразделом?
Теперь за нас берется финская сторона. Также служивые идут в три очереди. Проверка лиц, проверка купе, таможня. Вежливые, почти знают русский, во всяком случае, понимают твои ответы.
- Helsinki tranzit?
- Да-да. Stockholm.
Вот так и буду объясняться всю дорогу. Ничего, справимся.
Все. Проехали границу. Через три часа Хельсинки, а пока пьем традиционный поездной чай, кстати, неплохо заваренный, а на блюдечке еще и ломтик лимона и сахар - на блюдечке, а не в стакане, т.е. предполагаются разные вкусы у пассажиров - вот дожили! Смотрю в окно, пейзаж тот же, правда, домики аккуратные, раскрашены в разные цвета, вокруг каждого лужайка, очищенная от снега, которого здесь побольше, чем у нас. В Москве было 15 тепла, а здесь явно не больше 5 градусов. И дороги. Ох. ..
Я, как автомобилист с 17-летним стажем, не могу не заметить дорог. Они просто есть! Они есть от каждого домика до шоссе, от каждого сарая в поле, все улицы в крошечных, на 5 домиков деревеньках заасфальтированы и асфальт без заплат. Как это может быть? Я не понимаю.
Возле домиков стоят трактора и другая сельхозтехника, раскрашенная в веселенькие цвета, и рядом очень чисто вымытые, нарядные автомашины. Видимо у них наш московский месячник "нет - грязному автомобилю!" превратился в годы. Все четыре долгих дня я обращала внимание на дороги и машины. С тоской и черной-черной завистью. Это, конечно, здорово - ехать на хорошей машине по хорошей дороге. Вырабатывается другое отношение к жизни - хорошее, благожелательно-спокойное.
Часть II. Helsinki. День первый
Хельсинки. Вокзал. На пятый путь прибывает наш поезд, а на шестой-местный - "электричка". Какой же он яркий, светлый, с огромными окнами, с современным дизайном. На его фоне наш, в общем очень приличный, фирменный поезд выглядит допотопным и очень пожилым. Выхожу. На одном плече спортивная сумка с вещами, на другом - так называемая дамская сумочка. По весу они почти одинаковы. Если пропадет большая сумка - я не пропаду. В принципе, в моей маленькой сумочке есть все, чтобы выжить на необитаемом острове или в незнакомой стране. Одно "но" - нести тяжело. Плечо сразу устает. Это мелочи. Не будем обращать внимания.
Вокруг финны. Рассматриваю внимательно. Другие. Спокойнее, увереннее, приветливее, даже к русским, хотя все меня уверяли в обратном. Вхожу в здание вокзала. У обменного пункта "Forex" в 11:30 меня должен ждать гид по имени Валерия. Никого нет. Время 11:45. Жду. Гадаю, менять ли доллары на финские марки сразу или подождать советов гида. Рядом со мной появляются еще трое русских туристов, но они ждут не Валерию. Оглядываюсь, осматриваюсь, а на душе полное спокойствие. В крайнем случае всегда есть выход - позвоню Римме и она мигом, через все границы все наладит. Помните - "Есть за границей контора Кука, если Вас одолеет скука и Вы захотите объехать весь мир... Кук для Вас в одну минуту на корабле приготовит каюту..." и т.д.
В больших дверях, выходящих на площадь - суета, не свойственная этому городу. Это бежит мой гид Валерия. Нервничает, т.к. опаздывает. На целых 15 минут. Ужас! Я ей улыбаюсь издалека, узнавая сразу, хотя никогда не видела, просто по сосредоточенно-озабоченному выражению лица нашего, российского человека на службе, на работе. Все хорошо и не надо нервничать - я на отдыхе. Знакомимся, выходим на площадь, где стоит пустой автобус с двумя водителями раскрашенный в боевую красно-белую раскраску со звонким именем "Амазонка". Вся остальная группа из разных городов России. Они встретились в Питере, сели там на эту "Амазонку" и поехали в Хельсинки. Границу преодолевали 6 часов - очереди из машин и автобусов по обе стороны границы.
На обзорную экскурсию по Хельсинки, которую проводила Валерия - я опоздала, вернее не я, а поезд так приходит по расписанию. Но об этом мне было известно еще в Москве. Да пожалуй, сейчас ничто не смогло бы вывести меня из себя и изменить мое радостно-ожидающее восприятие окружающей среды.
Валерия (через пару часов я ее называла Лерой) мне виновато объясняет, что она сейчас не сможет меня (ОДНУ!) поводить по городу Хельсинки - лично у нее какие-то сбои, а у всей группы сейчас свободное время, и они ушли бродить кто по городу, кто по магазинам. Утешаю Леру - я с удовольствием похожу одна, только дайте мне любой путеводитель (три путеводителя по Хельсинки, выданные мне в Географическом клубе, остались лежать у меня дома и на работе, где я их с интересом читала). Лера выдает мне пару буклетов, и я, оставив в автобусе большую сумку (все полегче), выхожу в город.
При моем, весьма странном образе жизни, это снова как первая встреча с НЕ НАШИМ городом (прошлый выезд был лет пять назад и эмоциональный настрой не помню). Сначала - разменять деньги и перекусить, стакан чая с утра в поезде хорошо, конечно, но уже полдень и пора чего-то съесть. Меняю доллары на финские марки и с интересом рассматриваю выданное. Мелкие металлические - как наши пятирублевые монеты, крупные бумажные - похожи на пятисот и тысячерублевые. За сто долларов мне дали шестьсот пятьдесят марок. Много это или мало? Смотрю на цены, в уме переводя в доллары, а затем в рубли - соображаю довольно долго. Чтобы привыкнуть - нужна пара дней, а их-то и нет - завтра уже буду шведские кроны в уме в рубли переводить.
Перекушу в здании вокзала, надо постепенно входить в эту жизнь, а на вокзале всякого народу хватает и никому не до кого нет дела. Ем огромный бутерброд, сделанный из целого батона, в который вложена, наверное, целая миска весеннего салата. Жую и, одновременно, осматриваюсь, благо стенки в кафе стеклянные. Обращаю внимание на цветочный павильон - очень здорово! Большая часть цветов - в горшках с землей. Розы, хризантемы, ромашки, тюльпаны и нарциссы. Яркие, живые и очень свежие. Ни одного увядшего цветочка, интересно, кстати, куда ж они сразу их прячут? Ладно, гигантский бутерброд доеден - пора.
Иду по городу, слушаю, смотрю. Говор чудный и немножко чудной - писсала, пуккала, каккала - дразнят финнов. Ничего ни у кого не спрашиваю, просто иду по путеводителю. Маршрут №2, в соответствии с первым попавшимся буклетом. У меня два часа. Свою скорость и свой интерес к новому я знаю (испытано в России!), подход к делу инженерный, делим расстояние на скорость, поправка на эмоции и незнание города и языка, временные ограничения заданы - ясно, все другие маршруты не успеваю. Да мне и без разницы - какой маршрут. Чуть-чуть услышать, увидеть и может слегка понять сам город - ритм, настрой, отношения. Это не определяется временем и расстоянием - это уж как получится, может услышишь, а может - просто, как все, направо - такая достопримечательность, а налево - другая.
Достаю фотоаппарат - мыльницу. Люблю такие, ни к чему не обязывает, все удачные снимки - как подарок, зато всегда под рукой. Щелкаю все подряд - один кадр из десяти уж точно будет по делу, по настроению. Чисто, тихо и как-то задумчиво, хотя иду вдоль трамвайной линии - улица Маннергейма (помните по истории линия укреплений Маннергейма) бесконечна, то ли двести, то ли триста домов. До конца не пойду, но здание Национального музея и парк вокруг него, Дворец "Финляндия", здание Парламента, здание Музея современного искусства, Стеклянный Дворец - на все это успеваю не только кинуть быстрый взгляд и сфотографировать, но и постоять рядом, повертеть головой, послушать как здороваются друг с другом приходящие туда люди.
"Одетые в зеленую униформу информаторы по Хельсинки окажут Вам помощь в центре города в период с июня до конца августа ежедневно" - а сейчас апрель, и явно головой во все стороны верчу только я, остальных туристов не видно, и они с гидами и на автобусах. Я и тоже буду с Лерой и на автобусе, вот только привыкну к мысли, что я не в России и все, стану смотреть, куда указывают, и слушать гида, как положено.
В городе всего 500 тысяч жителей и как утверждают: "это западный мегаполис, соразмерный с человеком". Не могу спорить, пока не разглядела, но огромные валуны и каменные осыпи, гармонично вплетенные в городские улицы - вижу.
Звонок по мобильнику - мама из Москвы (оставила ее в больнице, хоть и на ежегодной профилактике, но все равно беспокойно) - как я, все ли хорошо. У меня все хорошо! Отдыхаю.
Фотографировать я люблю пейзажи и интерьеры (а не тех, кто их создал и поддерживает), мне они ближе и кажутся более информативными, чем портреты, тем более незнакомых или малознакомых людей.
Магазины, кафе, люди, голуби. Холодно - здесь едва 7 тепла, но это другие семь, не российские. Здесь самый холодный месяц - январь, со средней температурой минус 6. Сейчас весна - солнышко яркое, черные очки почти на всех. Снег кое-где, но везде только куртки и плащи. В шубах - ни одной дамы не видно, никто не показывает своей крутости и богатства - зачем? Одеты все просто, женщины белобрысые (нет, не блондинки!) и без малейших признаков макияжа. Непонятно. Почему надо быть подчеркнуто бесцветной, когда можно быть яркой, ну хотя бы чуть более выразительной. Какая-то другая психология, мне не ясная, да и финским мужчинам, я вижу, тоже эта блеклость не всем в радость.
Возвращаюсь ближе к вокзалу - Главпочтамт, само здание Центрального железнодорожного вокзала, привокзальная площадь и совершенно очаровательное здание Национального театра - "национальный романтизм - финская трактовка" - из путеводителя.
Все - два моих свободных часа в Хельсинки заканчиваются. Заглядываю напоследок вниз, в подземный переход - это не переход, а большущая подземная площадь с бесчисленными магазинами, но это потом, все финские покупки в последний день - перед поездом обратно, в Москву. Чтоб меньше тяжести таскать за собой.
На площади, где назначен сбор - уже собрались люди. Подхожу ближе, потихоньку осматриваюсь - с кем дружить буду (целых три дня с половиной - куча времени), важен первый взгляд.
Подъезжает автобус с Лерой и двумя симпатичными водителями Сашей и Сережей, у которых четко определено - сегодня твоя вахта, а я пью пиво и отдыхаю, а вот завтра моя и твое счастье. Очень здорово и разумно. Пиво взято из Питера - "Невское", взято с расчетом на будущих друзей из состава пассажиров.
Спасибо ребятам - нас их запасы спасали каждое утро, выпьешь баночку или две, и миру возвращаются краски.
Садимся. Я пока одна и определяю - кто есть кто. При моей почти абсолютной коммуникабельности (скромна!) - лучше не ошибиться сразу, а то потом новые друзья будут со мной все три дня безотлучно, а это совсем ни к чему - я отдыхаю, в том числе и от дружб. Имеются яркие личности - например, пара "бензиновых королей" из Сибири. Совершенно замечательные. Анекдоты про новых русских не могут передать всех потрясающих особенностей их облика и взглядов. Один из них: Володя, рост два метра, именно косая сажень в плечах - несколько позже доверительно сказал мне: "Дураки навешивают на себя длинные золотые цепи. Но ведь, чтобы их было видно - приходится рубашку до пупа расстегивать. А это глупо. Глянь, какая у меня голда - под шею, но толстая. Видно ее, даже если галстук нацепить!". И я с ним согласилась - умно и "голду" всегда видно. Да и как мне было не оценить его ум и деловую хватку? Если уже на второй день знакомства Володя выяснил особенности моей работы и тут же предложил мне бросить моего шефа, Москву (не говоря уж о семье), и ехать с ним водителем-секретарем водить его джип Чероки по тундре или тайге, точно не помню. Вот так! Теперь у меня, в случае чего, есть запасное место, и какое!
Две сестрички - явно по торговому делу, с мужьями, которые не мыслят отдыха без стакана-другого водки в час, мама с сыном восьмиклассником, типичный инженер-очкарик, вырвавшийся в первую поездку за границу и тщательно записывающий все, что рассказывает Лера и еще куча подобного народа.
Все не то. Нужен настоящий друг и лучше подруга, с которой легко отдыхать.
Автобусу пора трогаться, но одной пассажирки нет - ждем уже полчаса, больше нельзя, можем на паром опоздать. Вот она бежит с парой коробок обуви. Взлетает по ступенькам и сразу начинает весело отбиваться от всеобщих упреков. Это и есть моя будущая закадычная (на целых трое суток!) подруга Таня. Детский врач - отоларинголог, замечательное существо с прекрасным (хотя и несколько циничным - как все медики) отношением к миру и ко всем божьим тварям, его населяющим. Мне такое исключительно подходит.
Бум дружить!
Едем в Турку в порт. По дороге Лера очень интересно рассказывает про финнов, про Хельсинки, про Турку - слушаю вполуха, больше смотрю, как здорово прорублена дорога среди сопок и огромных валунов. Остановить машину и сойти с дороги - нельзя, сетка - ограждение по обе стороны, только кое-где выделены места для отдыха.
Турку. Приехали. Крошечный по сравнению с паромами-кораблями, морской вокзал. Выходим с вещами. Лера собирает нас всех (как наседка - в кучу) и бежит получать забронированные билеты. А у меня здесь важная встреча. С Сашей Малюковым - САМом, одним из зубров Рунета. Везу ему подарки из Москвы - от Вики и Корвина и горячий привет от Рубена Макарова. Мы долго с САМом сговаривались еще в Москве, как не пропустить друг друга.
Ура! Нашлись, т.е. встретились вовремя, как условились - ровно в 18:00. У меня есть буквально 10 минут на разговор - в 18:30 паром отправляется. Быстро знакомимся, о чем-то спрашиваем, но разглядывать друг друга, а тем более выпить кофе, как предлагает САМ - нет времени. Парень замечательный - умный и интересный, но все то недолгое время, что мы разговариваем - кошусь на его спутницу. Такие бывают только в сказках и называются принцессы. Невероятные черные глазища, две темные косички по обе стороны очаровательного личика, точеная фигурка и никакой косметики. Все - сплошная естественность. Бывают же такие в жизни, а не в журналах мод!
Прощаемся. Принимаю ответные приветы и подарки и бегу - пора, моя группа уже на пароме, а мне еще пробежать весь длинный, почти километровый, наверное, мостик-переход с берега на корабль. Хорошо, что билет мне Лера успела выдать, а уж там, на пароме, я своих как-нибудь постараюсь отыскать.
Ха! Как бы ни так, на этом огромном плавучем городе встретить кого надо не так-то и просто.
Часть III. Лайнер Силья-Европа. Турку - порт Капельшер. Ночь первая
Да, это здорово и для меня неожиданно. Проспект про компанию Силья-Лайн я просмотрела, но читать поленилась. Вот и хорошо. Иначе не было бы такого искреннего восторга и изумления огромности корабля, на котором мне предстояло плыть целых 14 часов - больше половины суток то есть.
"На борту лайнера-люкс вы можете расслабиться, хорошо провести время, сделать покупки и, вообще, устроить себе праздник", - спасибо за совет, это все мы сделаем непременно, за тем и ехали.
Длина 203 м, ширина 32 м, 12 палуб, на двух нижних - грузовых едут автомашины и автобусы (и наша "Амазонка" плывет с нами!), около 1000 кают, роскошные рестораны, конференц-залы, бары, кафе, буфеты и дискотеки, казино, сауны, бани и бассейны, банкетные залы и магазины, магазины, магазины... Свободная зона ведь.
Несчастные финны закупают пиво не упаковками, а штабелями упаковок и катят эту гору на специально захваченных с собой мини-тележках. Пытаются запастись хоть на какое-то время, у них дорого и не всегда найдешь. И я их вполне понимаю - трудно им.
При входе на корабль всех фотографируют скрытой камерой, а утром все снимки уже выставлены на продажу. Мою озабоченную физиономию, явно мучительно соображающую куда идти и где моя группа, я сразу разглядела среди нескольких тысяч других и выкупила. Не оставлять же!
Моя личная каюта на 10-й палубе (палуба третья сверху). В Москве все меня уговаривали взять каюту с окном (в два раза дороже и окно не обязательно выходит на море - чаще на "променад", т.е. на широкий внутренний коридор), я отказалась наотрез. Зачем? Когда я доберусь до койки ("ширина нижней кровати -100 см" - гордо подчеркнуто в проспекте), нагулявшись и наплясавшись - мне уж точно будет не до окон. Будет всего одна мечта - поспать бы немного, что, я себя не знаю?
А вот все остальное в каюте - очень кстати, бросаю вещи в гардероб, сразу в душ, благо и фен предусмотрен и обогрев пола в душе, включаю телевизор на время быстрого переодевания и приведения себя в порядок, по радио сообщают, что мы уже плывем (по ощущениям то же - есть движение), по внутреннему телефону Лера сообщает, где будет ужин. Очень порадовало, что сообразительная Лера нам с Таней выдала соседние каюты, стучусь - тороплю подругу, пора начинать вечернюю программу отдыха. Мое переодевание весьма простое - с собой пара брюк и пять маек-кофточек. Надеваю другие брюки - бархатные, выходные, обладающие завидным достоинством - не мнутся никогда, маечку с вырезом поглубже и все - вечерний праздничный вид создан. Вперед - навстречу приключениям!
Ужин на пару тысяч человек ожидает нас в буфете на 8-м этаже. Спускаемся на стеклянном открытом лифте для полноты впечатлений. У Тани цифровая кинокамера, она обо всех своих поездках снимает фильмы, то и дело отдает камеру мне, чтобы я снимала ее, а сама ведет себя как тележурналист - "Сейчас я нахожусь в своей каюте. Направо от меня..." и т.д. Местные метрдотели нас тут же усаживают с частью нашей группы (конечно, по закону подлости, не с той частью, которую мы бы сами предпочли) - наметанный глаз здешнего обслуживающего персонала по виду определяет родину гостей и объединяет по странам.
Шведский стол. Такого стола я еще не видела! Столы со снедью тянутся раз пять по тридцать метров (ширина палубы!), и все действительно ломятся от блюд - количество сосчитать просто невозможно. Мясо-рыба, овощи-фрукты, разнообразные блюда из всего этого, выпечка, соки, джемы и т.д. и т.п. От жадности набираем много, хотя ясно, что даже попробовать все - не в человеческих силах. Я, конечно, беру большую тарелку креветок - огромные, королевские, и - мидий, омаров, кальмаров и т.д. И соки и вино - много и разного. К рыбе положено белое, но я больше люблю красное, а посему - даешь свободу и демократию! Долой правила и условности!
Большие кувшины с вином быстро пустеют, но и наполняются с завидным постоянством. Таня ест сосредоточенно, со вкусом. Она маленькая, изящная и совершенно непонятно - как и куда можно вместить все то, что она набрала. А вмещается все, и она даже идет за следующей "очередью" блюд. На ужин выделено два часа. За это время люди (я имею в виду соотечественников) успевают осоловеть от еды и пития.
Нам весело. Выпив за здоровье половины нашей группы, мы объединяемся с более активной ее частью и начинаем обследование корабля. За окнами-иллюминаторами темно - там море, холодно и довольно сильный ветер, а здесь музыка, тепло, светло и весело. Наружу вылезаем только один раз, под утро, когда уже не очень верится, что где-то может быть прохладно. Там, снаружи, оказывается холодный ветер и с дождем! Нас хватает на 5 минут и - скорей обратно в тепло нашего лайнера, который, как утверждают рекламы- "в сущности, пятизвездный плавучий отель".
"В ночном репертуаре корабля есть развлечения на любой вкус - от фешенебельных ночных клубов до модных дискотек и уютных пивных баров". Попробуем - поглядим. За ночь успеваем: потанцевать на всех дискотеках, выпить в большей части баров, заглянуть в клубы и рестораны, посмотреть пару шоу-программ, облазить массу магазинов, познакомиться с кучей народа, такого же беспокойного, как и мы. Не успеваем тоже много - сауны, бассейны и казино решено не обследовать.
"Попытайте счастья в "Атлантис-казино", настоящем раю для любителей виски. Каждый вечер в "Атлантик-палас" выступают колоритные танцевальные ансамбли и даются представления. Вы можете протанцевать всю ночь, до самых последних хитов на дискотеке в "Стардаст-диско". Можем.
Но до утра выдерживают не все - только самые заводные, вне зависимости от возраста и пола. Постепенно остается коллектив, плотно сбитый (спитый) общим желанием гулять и веселиться, пока не упадешь. Во мне количество выпитого (не более одного бокала в каждом заведении!) плавно перешло в качество - настроение становится еще лучше.
Смутно помню: под утро мы обнаружили, что ничего не купили в магазинах (а ведь свободная зона!) и пошли требовать, чтобы нам срочно открыли. При этом те, кто мог еще вчера говорить на каких-либо языках, сейчас говорили невнятно и на своем родном. Но мы все же объяснили и нам открыли. Мои новые друзья закупали CD-диски в большом количестве. Спьяну я начала очень быстро переводить цены в финских марках в более привычные у.е. - и сразу стало понятно, у нас на Горбушке все это есть и в пять раз дешевле. Покупали вина в 2-х литровых бутылках, но ведь еще три дня за собой таскать, не все же время на автобусе. Какую-то ерунду для подарков я, конечно, взяла - все равно всем родным и близким нужно сувениры везти, но взяла просто из принципа - ведь нам открыли магазины! В общем, успели за 14 часов очень много. Точно не успели одного - поспать, а надо было бы хоть часок - следующий день весь будем на ногах - ведь нас ждет Швеция, Стокгольм.
Прибытие в порт Капельшер по расписанию в 6:30! Жуть просто, как рано. Другое дело, что по московскому времени - это на два часа больше (на час сдвигали время в Финляндии и еще на час в Швеции). Побудка за час до прибытия, чтобы мы успели умыться, собраться и, главное, успеть насладиться шведским столом за завтраком. Вот это уж мало вероятно. Сок, бутерброд и кофе, кофе, кофе - все, что мы сможем сейчас запихнуть в себя, хотя безумно жаль не попробовать всего того разнообразия - и ведь другого, не того, что было вечером!
Но сил нет! Как всегда - пить меньше надо! А спать больше.....
Со скоростью света закидываем в чемоданы и сумки вещи, раскиданные по каюте с вечера, и бегом на выход - вот-вот прибытие.
Зря спешили - на Балтике жуткий туман, лайнер еле ползет и постоянно громко гудит, боясь столкновения. Здесь это бывает - туман такой, что видимость метров на 10-15.
Наконец швартуемся и можно выходить. Спасибо всем! Такого лайнера я не встречала, да и многие, с кем в эту ночь беседовала "за жизнь" - тоже под большим впечатлением. Из чрева лайнера выезжают машины. Вот и наша "Амазонка" выползла и готова нас везти дальше. Бросаем потяжелевшие сумки и падаем в мягкие кресла.
- Водилы! Баночку пивка, ради всего святого!
И спать. Сквозь сон слышу рассказ Леры о том, что из-за ремонта нас высадили намного дальше от Стокгольма, но зато мы посмотрим шведские дороги и пейзажи. Пейзажи те же, что и в Финляндии, но еще более аккуратные домики и лужайки вокруг них, еще ровнее дорога. А водители! Они, действительно, не обгоняют друг друга без острой необходимости! Т.е. очень редко кто-то обходит - ему уступают, человек спешит. Это потрясающе выглядит после московских улиц, где машины расталкивают друг друга боками.
Часть IV Стокгольм. День второй (И ночь вторая)
Выспаться не успеваем, город Стокгольм уже начинается.
"Стокгольм - прекрасная столица Швеции. Это деятельный, немного суматошный город имеет знаки королевского отличия, прекрасные магазины и оживленную ночную жизнь".
Довольно долго ездим по городу, очень много узеньких улочек, мощеных булыжником (лет двести назад - но все цело, выбоин нет НИ ОДНОЙ!), много улиц с односторонним движением. Переходящего дорогу пешехода - пропускают все без исключения.
Первое впечатление от города - соединение древних стен и кадок с цветами. Они везде. Возле каждого магазина, офиса, кафе и просто так - везде кадки с цветущими нарциссами, тюльпанами и еще массой незнакомых мне цветов.
И еще велосипеды. Все стараются ездить на велосипедах всюду. Это возведено в культ. Любой возраст, любая одежда (вплоть до строгого официального костюма) - и на велосипеде. Мне, при моей привычке докапываться, сразу понадобилось узнать - а если они, простите, вспотеют, вертя педали по улице, идущей вверх в гору, по дороге на работу? Они вместо работы в душ пойдут или как?
Ознакомительная автобусная экскурсия по городу. Приезжаем к ратуше. Именно здесь вручают Нобелевские премии - все очень солидно, прочно, надежно - никакой помпезности, во всем традиции, годы, качество. Даже, я бы сказала, слишком скромный дворик, в который по лестнице спускаются новоиспеченные Нобелевские лауреаты.
Со всех сторон заливы, вода кругом. Рыбаки есть, как и во всех странах мира, стоят на набережных и ловят спиннингом. Нас погода не балует: дождь то и дело вынуждает убегать в автобус. Ну, а что поделаешь - день-то не пропустишь, их ведь и так слишком мало.
Пешеходная экскурсия в Старый город.
С него начинался Стокгольм, он на острове, на котором находится и королевский замок. Ходим по улочкам, слушаем Лерины экскурсы в историю.
Вот чудная улочка - самая узкая в городе. Ее ширина - 90 см, не каждый сможет разойтись со встречным. Ширина многих улиц измерялась - "чтобы конный рыцарь мог проехать". Кстати, рыцарство до сих пор живо и в большом почете.
За особые заслуги перед отечеством - человека посвящают в рыцари, он получает герб, девиз и все, что там еще полагается. Представляете? Это все ведь сейчас, в наше время.
Посмотрели (снаружи) на стариннейший дом с "рыцарским залом", весь покрытый гербами 200 рыцарских домов Швеции. Интересного очень много, но иногда просто поражает сочетание современных объявлений об Интернет-тусовках (и на русском языке тоже!) и древности мостовых, по которым бегут на эти тусовки.
Королевский дворец. Возле него караул. Караульные стоят совсем не в тех позах, к которым мы привыкли - стоят, довольно широко расставив ноги и опираясь на ружье, которое держат двумя руками. Здесь такая забавная демократия! Бабушка подходит к караульному и что-то спрашивает. Он спускается со своего возвышения, подробно ей отвечает, поднимается и снова замирает. А если дождь, то сразу уходит в будку, которая есть возле каждого поста. С этой демократией у них иногда прямо анекдот - солдат собирается на парад (назначенный на определенное время), но никак не успевает вовремя надеть, как полагается, высокие шнурованные ботинки-сапоги. И все его терпеливо ждут. И парад задерживается. И куча народа спокойно ожидают, кроме нас - нервных туристов. Человека нельзя унижать, кричать на него и торопить. Демократия и права человека!
Сегодня вербное воскресенье (в этом году оно совпало у православных, католиков и лютеран), то есть праздник, и поэтому смена караула - целое представление с оркестром, марширующим и перестраивающимся под музыку, которую они сами и исполняют. От Моцарта до гимнов и маршей. Очень здорово, слегка напоминает наши былые физкультурные парады на Красной площади, но здесь несравнимо скромней. Армия в стране крошечная - 200 лет не воевали. И каждый солдат за время службы (9 месяцев) обязан и имеет право хотя бы раз нести караул у королевского дворца. Как мы увидели, маршировать за это время научились не все. А когда, при перестроениях, ребята начали двигаться приставным шагом, путаясь в сапогах, наши мужики чуть не лопнули от сдерживаемого смеха. Знаменосцы несколько запутались со знаменами, один из барабанщиков потерял палочку - но вообще очень красиво.
Да, чуть не забыла самое для нас смешное и неожиданное. Воскресенье - отдыхают все. Магазины и лавчонки для туристов закрыты. Закрыто почти все.
Даже "квартал красных фонарей" выходной. И никакой тебе "оживленной ночной жизни" нет и в помине. Очень немногие кафе открыты и то - до 10 вечера. Мы ходим по улицам, смотрим в витрины - куда завтра заглянем, чего купим. Много улочек только с пешеходным движением.
Ноги начинают отваливаться от хождения по булыжнику, который, кажется, везде в Старом городе. Радостно встречаемся со своей "Амазонкой" - посидим немного. Лера предлагает различные варианты экскурсий в небольшие музеи, которые открыты сегодня специально для туристов. Голосованием выбираем музей "Васа", музей корабля (на 32 пушечных порта, "гигантского", по меркам 17 века), который затонул сразу при спуске на воду. Его подняли в 20 веке и сделали музей, который, конечно, очень интересен, но почему этот музей считается лучшим в Европе в этом году - не понять. Вокруг корабля экспозиция - жизнь на таких судах, их постройка, морские сражения в 17 веке, плавание и навигация в те времена. Мы, которые по образованию - "инженера ", некоторые экспозиции осматриваем подробно - например, инструменты, которыми делали корабль в 17 веке. Представьте себе коловорот - сверло, которым сверлили продольное отверстие метрового диаметра в стволе дерева метра три в обхвате и длиной 20 м! Это впечатляет. И людей, которые этим всем работали и ухитрялись строить такую красоту - очень уважаешь.
Дело к вечеру, пора развозить нас по отелям. Оказывается, группа будет в трех отелях. Мы с Таней в центре города, а все наши приятели - на окраине. Отель "Scandic Hotel Angkais" очень хорош, хоть и трехзвездочный. На стенах репродукции Пикассо, масса зеленых растений, бесшумный персонал, удобные номера. Очень меня растрогал экран телевизора в номере, на котором написано приветствие конкретному постояльцу, обращение по имени и фамилии с советами и пожеланиями. Я пыталась сфотографировать, но на снимке получилось уж очень блекло и почти не видно.
Душ, переодеться, а главное, переобуться, а то ноги не пойдут в той же обуви и снова вперед. Во-первых, поменять доллары на шведские кроны, на пароме мы начисто забыли это сделать, во-вторых, поужинать пусть не очень роскошно, но достойно. В отеле неинтересно - там мы будем завтракать. Опять тороплю подругу-копушу. Обмен валюты тоже везде закрыт и нам нужно идти на вокзал.
Выходим, заворачиваем за угол и тут же нас начинают "снимать" симпатичные шведы. Таня кое-как на очень плохом английском пытается кокетничать с ними, а я, и не пытаясь использовать свои слабые познания, на все приглашения на дискотеки - указываю на ноги и выразительно качаю головой. Таня шипит на меня, ей очень понравился молодой швед, который старается объяснить мне, что при танцах ноги разработаются, разомнутся и будут только еще более красивыми, но я непреклонна.
Все, хватит, свалимся, а завтра еще целый день бродить. Ребята все же хотят хотя бы проводить нас до вокзала, точнее до обменного пункта, расстаемся с трудом, к моему удовольствию, но к великому Таниному расстройству.
Проходим еще 200 метров и к нам с пространной речью подходит еще один милый молодой швед, очень прилично одетый и вежливый.
- Ну, сколько же можно!- взвываю я- Что они здесь, с ума посходили все?
- Это нищий! - хохочет Таня, - Бомж! У них здесь такие бомжи, чисто выбритые и воспитанные.
Oops!
Идем по большой широкой улице. Воскресенье, часов восемь вечера. Людей вообще нет. То есть совсем. Никого. Но совершенно не страшно. Здесь такая интересная полиция - ее совсем не видно, но как только что-то чуть-чуть не так - она сразу появляется. Я не поняла - то ли им граждане, болеющие за порядок в родном городе, сразу "стучат", то ли видеокамеры во многих местах установлены.
Доходим до вокзала. Очень забавно. Центральный вокзал - это что-то вроде нашей наземной станции метро, и поезда раскрашены в цвета наших метропоездов. Непривычно. Обменка работает и за 100 долларов нам выдают 986 шведских крон - надеюсь, на еду и закупку сувениров завтра мне хватит.
Не хватило, конечно.
Теперь хорошо бы поесть. Кафе нам встречаются и открытые, но везде весь обслуживающий персонал - не шведы. Шведы вообще всю неприятную, грязную и неквалифицированную работу передали иммигрантам, в основном - алжирцам. Мы выбрали ресторанчик с экзотическим интерьером, живой музыкой и с довольно молодыми посетителями. Провели там часа два очень неплохо, но усталость и бессонная ночь начали нас побеждать. Приходится двигаться к отелю. Тем более, что по Москве уже время к часу ночи.
И, как говорил один из моих любимых литературных персонажей - Helper великого детектива Ниро Вульфа - Арчи Гудвин:
- "От усталости меня мучала жуткая бессоница и я ворочался около двух минут, прежде чем заснуть."
Часть V. Стокгольм. День третий
Просыпаемся с трудом. Мобильник работает в качестве будильника прекрасно, на его звонки я просыпаюсь всегда. Душ - спасение всех не могущих проснуться - горячий, а потом сразу холодный, и, едва сдерживаясь от крика "Холодно!", выскакиваешь абсолютно проснувшись.
На завтрак. Заодно и отель разглядим получше. Все очень солидно. И везде репродукции Пикассо. По-моему, они никак не подходят к консервативному, "чип-энд-дейловскому" интерьеру (я имею в виду не знаменитый мультсериал, а именно ту самую мебель), эдакое странное сочетание, но здесь в Швеции такое на каждом шагу.
Завтрак. "Шведский стол в Швеции" - тавтология, но чистая правда.
Очень обильно, но после парома нас ничем не удивишь. Завтракаем плотно, чтобы бегая по городу, не все время думать о еде. Наши сотоварищи по "Амазонке", оказавшиеся с нами в одном отеле, видимо, вчера допивали взятую еще из Москвы водку - на них без слез сочувствия смотреть невозможно. Русские мужики без водки просто не выживают ни в одной стране мира!
Сидим у окна, едим и смотрим. Понедельник, на велосипедах и машинах люди спешат на работу. День хороший, солнечный. Потрясают здешние собаки - они тоже воспитанные, почти ни одна не лает, не бегает, выступают на поводках чинно-благородно. Как это в них, интересно, вырабатывают?
До приезда автобуса с остальной частью группы, успеваем обойти несколько интересных улиц и сфотографировать понравившиеся нам еще ночью места.
Приезжают наши и выясняется, что на сегодня запланирован поход в шведский аквапарк. Поскольку завтра мы по плану идем в финский аквапарк (говорят - самый большой в Европе) - то я беру на себя инициативу и убедительно объясняю Лере, что кто-то ошибся, планируя два аквапарка - это слишком, мы и так чистые, и отбиваю свою компанию от этой внеочередной помывки. Мы идем шляться по городу, закупать подарки и пить пиво (не можем же мы выпить весь запас у наших друзей- водителей!). Сумки брошены в чрево отъезжающей "Амазонки", а мы устремляемся по улице, выбранной наугад.
Сегодня открыты все магазинчики и мы в них то и дело заходим, хотя мужская часть нашей "тусовки" и не в большом восторге. Но что делать? Нужно купить подарки всем - кому плюшевых шведских зайцев, кому трубку фирмы Совинелли (вызвав своими познаниями в трубках уважение продавца), майки со шведской символикой, галстуки для деловых мужчин, и сувениры всех сортов. Особенно народ веселит покупка рыцарского шлема из папье-маше с двумя большими рогами. На улицах огромное количество русскоговорящих туристов и эти рога вызывают всплески остроумия у всех них.
- Кому же это подарить? - и хохот.
Постепенно устаем и от чудесной архитектуры и от сувенирных лавчонок. Напоследок находим общими усилиями крохотный магазинчик, где в витрине накануне Таня видела тарелку с изображением врача-отоларинголога. Таня счастлива - получила художественное изображение коллеги. А нам бы посидеть немного, потягивая какой-нибудь напиток и разглядывая потоки туристов .
Вообще, шведы - очень энергичные люди. Наша суета и беготня, бизнес-планы и переговоры, решения и наезды - по меркам "спокойных" шведов - почти тишина. У них жизнь внутренне гораздо более напряженная. Я имею в виду молодых шведов. Все очень качественно и очень дорого. Все берется в кредит - дом (квартира), машина, мебель, обучение детей, все. И кредит выплачивается всю "трудовую" жизнь. Т.е. шведы все время в напряжении: - как не задержать выплату ни по одному обязательству? И так все время, пока не выйдут на пенсию, все эти выплаты так и рассчитаны. К пенсии они становятся владельцами всего и успокаиваются, поэтому весь мир заполнен путешествующими шведами на пенсии. А что еще делать? Все есть, деньги вложены в кучу страховок, дети самостоятельны, нервотрепка закончилась - можно мир посмотреть.
Еще мне ужасно понравилось, что у них в послеродовом отпуске по уходу за ребенком чаще сидят папы. Нередко, в средней шведской семье мамы зарабатывают больше пап, и поэтому стараются как можно быстрее выйти на работу, а папы вывозят на сквер коляски и обсуждают рецепты блинчиков. По-моему, здорово!
К пяти часам (времени подъезда "Амазонки") ноги уже устали у всех, и мы едва бредем к месту встречи. Осмотрено все, на что хватило сил и времени, закуплены основные подарки, и сувениров набрано без счета ( остальное можно добрать во фри-шопах на пароме или в Хельсинки), достаточно подробно опробовано шведское пиво - тут мнения расходятся.
Наконец автобус. Падаем в полюбившиеся кресла (у каждого образовалось свое место) и вытягиваем ноги. Нас снова не спеша возят по городу, рассказывая массу интересного, но новое уже воспринимается с трудом - много! Не только наша компания не ездила в аквапарк. У некоторых обнаружились в Швеции родные и знакомые, и они разъехались на полдня - погостить. Наши люди - есть везде! Но и облик у наших легко узнаваемый - к нам безошибочно обращались по-русски, когда мы толпой бродили по городу.
Все дни у меня регулярно звонил мобильник - мои родичи меня не забывали и некоторые знакомые тоже. Весь автобус с огромным интересом и весельем внимательно слушал мои краткие резюме и отчеты родным, а главная радость была, когда звонили с прежней работы (где я была офис-менеджером) и спрашивали - где покупают веревки или ящики (у них намечался очередной переезд), как заказать машины, где взять грузчиков и вообще - каким образом я все это делала.
Когда на пятый такой звонок я уже взорвалась - " Ребята, я уже вам всем сказала - я в Стокгольме! Зайдите в хозяйственный магазин и попытайтесь разобраться сами!" - в автобусе раздался дружный вопль восторга, а мой новый друг, претендующий на роль моего шефа, убедился (в очередной раз!), что не зря меня зазывал в свою тайгу.
Часть VI. Ночь третья. Лайнер Силья-Фестиваль
Приехали в Стокгольмский порт. Он покрупнее финского. Лера предложила нам посмотреть на Стокгольм сверху - с крыши офисного здания и мы, у кого ноги еще ходили, пошли. Кстати, только теперь я разглядела - с чего копируют интерьеры офисных зданий наши дизайнеры. Но кадки здесь с ЖИВЫМИ цветами, а не с этой выцветающей - "почти настоящей пальмой", и репродукции на стенах хороших художников, и упор не делается на "богатые" и одинаковые рамы. Т.е. копии у нас не очень удачные, и ощущения у меня здесь и дома были разные. Тут видно сразу - пароходная компания солидная и устойчивая, богатство не лезет в глаза, оно чувствуется во всем, особенно в количестве очень дорогой земли, занятой газонами. Поднялись на скоростном, с прозрачным полом и стенами, лифте на 15-й этаж, вышли на крышу и посмотрели вокруг. Красиво очень! Но нам пора, наша Лера уже получила забронированные билеты и ждет нас, чтобы раздать их и завести группу на паром. Отправка в 20:15 (по-нашему уже одиннадцатый час, а здесь вечер только начинается!).
Этот лайнер Силья-Фестиваль поменьше и не производит на нас уже такого большого впечатления, как первый. Здесь всего-то девять палуб, и он значительно скромнее, хотя, конечно, если б мы тот не видели, и этот показался бы громадиной. Наши с Таней каюты снова рядом на 5-й палубе. На этом лайнере внутренние телефоны (и телевизоры) есть только в каютах класса "люкс", поэтому приходится не звонить, а заходить друг за другом. А по площади каюты такие же - 9 метров, что немало, и шведский стол прекрасный, но опять же, в несколько уменьшенном виде. Хотя, скрывать не будем, "настоящий праздник закусок, горячих блюд и десертов" - мы имели. И, несмотря на советы путеводителя, "дать себе время спокойно, никуда не торопясь, попробовать всего, что захочется..." - утверждаю, сие невозможно, разве что для какого-нибудь Гаргантюа. А как все это сервировано и разложено! Как ни сдерживай себя - жадность и обжорство победят, устоять трудно, почти невозможно.
Сидим своей компанией, пьем " за здоровье присутствующих" пока хватает здоровья. Часа два сидим, набираемся сил еще на одну бессонную ночь. Пора, нельзя же эту последнюю совместную ночь, провести, сидя за одним и тем же столом! Это кощунство!
Мимолетные знакомства, интересные встречи, короткие, но бурные влюбленности, многочисленные бокалы, выпитые на брудершафт, крепкая дружба "на века" - чего только не бывает в такую ночь! Мелькание лиц и мест - всего слишком много, и только отдельные сцены вдруг встают перед глазами ярко.
Вот танцую с алжирцем. У него два колечка в одной ноздре, три в брови (про уши я уж и не упоминаю). Дергаю за колечки, настойчиво выясняя - не больно ли? Главное, не ясно - на каком языке мы объяснялись (точно знаю - он тоже почти не знал английского), но понимали все прекрасно. Мне даже было рассказано о важности количество колец, продетых во все части тела, для создания имиджа человека значительного.
Или еще. Что-то вроде варьете сменяет на сцене балет. В зале почти пусто и нас зовут туда же, на сцену. Те, которые без комплексов, идут запросто, и мы там чего-то поем и танцуем. На "слабо" - танцуем вообще без отдыха и перерыва, можем и до утра.
В общем, когда по радио сообщили, что пора вставать, мы обнаружили, что забыли про сон начисто. И снова та же картинка - уставшие, немного помятые лица, все с трудом пытаются что-то съесть, а вокруг изобилие деликатесов, роскошная сервировка, приятная, легкая музыка. И как обычно - обидно все это не успеть даже и рассмотреть.
Светло, солнечно, в иллюминаторы видны острова, все какие-то очень уж облагороженные и с яркими пятнами домиков и причалов. А порт Турку уже как родной - мы здесь были всего три дня назад . Нет, не может этого быть, прошло только три дня, а кажется.....
"В Скандинавии - морские путешествия - это стиль жизни. Бурлящие воды Балтийского моря - это неотъемлемая часть нордического пейзажа и души севера". И наши души тоже вполне оценили морские путешествия.
Просят подготовиться к высадке, сумки, еще потяжелевшие за ночь, тащим уже с трудом, а наши "кавалеры" с трудом тащат даже и себя - перетанцевали, видимо.
Часть VII. Турку-Хельсинки. День четвертый, последний
Вот и наша "Амазонка" и срочная скорая помощь в виде пары банок "Невского". Один из водил - Сережа был в нашей компании, а другой спасает и нас и друга. До "самого большого аквапарка в Европе" - 2 часа езды, за это время хоть чуть-чуть сил наберемся . Половина группы крепко спит, Лера старается для второй половины, рассказывая байки про финнов.
Просыпаюсь как раз когда автобус останавливается - объезд, ремонт дороги.
Просыпаюсь и с большим интересом рассматриваю - а как у них тут решаются такие экстремальные ситуации как осыпи, провалы дорожного покрытия и т.д.
Здорово решаются, замечу я вам. Тут же заасфальтирован объезд, все, что надо, перекрыто, о чем узнаешь за 20 км, потом за 10, а дальше - каждый километр и каждый поворот отмечены кучей восклицательных знаков на указателях. Но, правда, и машин у них не столько, как в нашей несчастной перенаселенной Москве.
Туристический центр "Серена" - это комплекс из горнолыжного центра "Серена Ски" и аквапарка "Серена" в 23-х километрах от Хельсинки.
Горные головокружительные спуски, снег, ели и сосны, подъемники с лыжниками в ярких костюмах и, совсем рядом, под огромным стеклянным куполом аквапарк с плещущимися в бассейнах, прыгающими с трамплинов, несущимися в водоворотах группами людей в купальных костюмах.
Мы приехали к открытию, позже подъехали еще два автобуса с нашими соотечественниками, еще несколько автомашин с финнами и все. Все три часа, что мы там находились, больше никто не приезжал. Было очень свободно - все рассчитано на гораздо большее количество посетителей.
Никто из нас толком не знал - что нужно с собой захватить?
Отвечаю - ни - че - го! Кроме купальника или плавок, конечно. Все шлепанцы или резиновые шапочки - бесполезны, вы их или снимете и положите на ближайшую лавочку, или их собьет напором воды в очередном водовороте.
Аквапарк придуман очень умными людьми. Даже те, кто не любит острые ощущения, постепенно привыкает к неожиданностям и начинает радоваться риску. Каскады потоков, обрывов и спусков, фонтаны, водовороты, прыжки в бассейн, водные горки и т.д. и т.п.. Все это, естественно, было мною опробовано. Но только спьяну, не очень правильно воспринимая окружающую действительность, можно было спуститься на жутких головокружительных спусках в трубах - серпантинах ! Видимо, инстинкт самосохранения еще не совсем включился.
Во всяком случае, скатившись по первой трубе (на спине с сложенными за головой руками!), я почувствовала такой выброс адреналина в кровь, что испугалась - сейчас протрезвею полностью, начну мир воспринимать адекватно и тогда ни за что не полезу в другие трубы. Поэтому бегом бросилась пробовать и их! Все три - одна длинней и закрученней другой.
Это такое "милое развлечение", просто прелесть.
Поднимаешься по винтовой лесенке на высоту 15-20 метров и смотришь вниз, на эту трубу, свернутую в виде пружины: то резкий подъем - взлет, то обрыв вниз и, так многократно, до скоростного выброса твоего тела в бассейн. Раздумывать не стоит - не решишься, поэтому быстро, пока есть кураж и на тебя смотрят все те, с которыми ты веселилась всю ночь - вперед!
Даже подход к третьей трубе дался с трудом. Уже и легкого опьянения не осталось - голова свежая и чистая. И пустая. В ней только одна мысль - куда тебя несет, идиотка? Разобьешься ведь. Но, делать нечего, ты уже наверху - не слезать же! Тут уж включаются все рефлексы и невольно начинаешь притормаживать локтями, когда тебя крутит вокруг продольной оси и норовит выкинуть из трубы куда подальше.
Отфыркиваясь, покачиваясь на дрожащих ногах, выползаю из финишного бассейна и обнаруживаю, что локти ободраны - тормозила как следует. Потом, в Москве, больше недели ходила с большими болячками на локтях к веселью окружающих.
Все. Испытания себя на прочность закончены. И мои друзья, которые повзрослее, тоже уже сыты. И мы отлично проводим целый час вместе, лениво перелезая из сауны в бассейн, чего-то не спеша обсуждая. Пиво и здесь есть. Но уже не хочется - нет сил.
Этот час - последний час нашей горячей дружбы. Да и хватит, наверное, бурные всплески хороши ненадолго, и то утомляют. С "избранными" давно уже обменялись визитками - может и созвонимся, а другие пусть суют наспех написанный номер телефона - конечно, конечно, обязательно встретимся. Как бы ни так! Незачем. И неинтересно.
Высушиваем мокрые волосы и тела феном, вытаскиваем сумки с временно отключенными, отдыхающими мобильниками из шкафчиков, снимаем метки с номером, надетые на руку каждому посетителю (нас сосчитали!) и выходим на улицу. Здесь яркое солнце и укатанные снежные трассы. Красота!
Еще утром выяснилось, что меня здесь и бросят, т.е. не смогут в Хельсинки отвезти. Мои кавалеры в панике - как я одна на рейсовом автобусе 23 км проеду? Всех утешаю, успокаиваю - не пропаду, позвоню в крайнем случае - вы все придете ведь на помощь?
Целуемся, обнимаемся - прощание. Лера горячо благодарит - без меня все было бы гораздо хуже и скучнее. А я и не сомневалась - всем без меня хуже, это давно известно. Вообще Лера, по-моему, в меня влюбилась. Увидела рекламу с Анни Жирардо молодой и красивой:
- Ой как ты на нее похожа и еще на какую-то актрису - забыла ее фамилию, но такая же красавица и умница!
Так что бывает, очаровывая мужчин, получаешь поклонниц и среди женщин.
Подъезжает мой рейсовый автобус, куда сообща меня усаживают, чего-то договаривая на ходу. Перемигиваюсь с Таней - с ней-то мы и фильм про нас посмотрим в Москве. Ну все - прощайте навсегда, мои новые ближайшие друзья! Не забывайте наши прекрасные четыре дня и три ночи!
Часть VIII. Возвращение
Едем в Хельсинки. В автобусе еще три человека. Чисто, удобно, почти у всех проездные билеты, которые считываются электронным кассиром. Вообще все наше путешествие везде нас сопровождали электронные ключи от дверей кают, номеров в отеле, шкафчиков в камерах хранения и т.д. Некоторые из них заедало не хуже обычных замков с ключами и приходилось привлекать кучу народа для борьбы с ними. Рассматриваю автозаправки. Бензин стоит 8 марок ( больше доллара за литр) - дорого. Но бензин очень качественный. И машины с массой фильтров - борются за окружающую среду.
Автовокзал. Вылезаю. Спортивная сумка перестала быть таковой - теперь она раздувшаяся до непомерных размеров торба и очень оттягивает плечо. Поезд у меня в 17:34, а сейчас 15. Есть два часа. Собираю всю оставшуюся шведскую мелочь и меняю ее на финскую. Теперь нужно все это с толком потратить.
Перекусить в кафе на подземной торговой площади, обойти не спеша маленькие магазинчики, закупив еще сувениров - вот и все, больше ничего не успеть. Будем считать, что в Хельсинки надо приехать еще - я почти не видела города, надо же хоть осмотреть его.
Вокзал, лавочка. Сегодня вторник и с интересом рассматриваю людей, возвращающихся, как обычно, с работы домой на пригородных поездах. Здороваются друг с другом, сумок с продуктами и тяжестями в руках не видно. Садятся все свободно, у окон - поездов много, на всех хватит. Помните, у Жванецкого - "нас много, поездов мало...".Тут не так. Людей мало.
Вот и мой поезд, пришел за 10 минут до отхода, но никто не волнуется. И уходит вовремя и тоже никто не удивляется, кроме меня. В моем "женском" купе нас двое - у меня чудная соседка Олечка. Она учится в Музыкальной академии в Хельсинки по классу фортепьяно уже два года. Разговор с ней и ее забавные рассказы про финнов просто спасают меня ото сна, в который я то и дело проваливаюсь.
Бессонная ночь и стрессы в аквапарке валят меня с ног, а спать нельзя, пока не проедем границу и все пограничники не покинут вагон. Это занимает довольно приличное время - в соседнем вагоне музыканты возвращаются с гастролей и на каждый инструмент и смычок к нему - куча разрешительных бумаг. Все - скрипок Страдивари не вывозят, поезд можно пропускать.
Просто вырубаюсь на всю ночь и просыпаюсь с трудом перед самым прибытием поезда в Москву. Путешествие подошло к концу.
- Спасибо, Олечка. Мне повезло с соседкой.
- Нет, это мне повезло, у Вас такой чудесный характер и вы так весело и интересно обо всем рассказываете!
О чем это я вчера в полусне говорила? Понятия не имею. Скорее всего успокаивала по поводу производственно-денежных разборок в НТВ, приравненных к гонениям на свободу слова. Договариваемся о моем скором приезде в Хельсинки и совместных походах в концерты.
Приехали. Выхожу в привычную суматоху и неразбериху.
Ленинградский вокзал - шум, бомжи лежат в грязи на полу, крики - а кому такси недорого, всего триста рублей в центр...