25 ноября 2001
Helsinki - Stockholm tranzit
Sandy
Часть I . Отъезд
Все. Надоело, устала, хочу чего-то не ежедневного, свежего, новых эмоций, новых лиц, хочу приключений! Еду одна, не желаю оглядываться - ах, что обо мне подумают мои спутники. Лозунг поездки и руководство к действию - я вас всех в последний раз вижу!
К сожалению, больше чем на четыре дня, не получается, ну, да ладно, время в приключении течет по-другому - оно насыщеннее и потому длиннее.
Как обычно, визу и билеты я получила поздно вечером накануне выезда. Весь пакет документов мне привезла прямо на дом очаровательная Римма - владелец и директор Агентства путешествий "Географический клуб" . Помощью Риммы и ее сотрудников пользуются все мои родственники и многие знакомые.
Я, например, плохо себе представляю, как можно организовать деловую поездку моему брату в Мюнхен, затем в Париж, с залетом в Швейцарию и вылетом в Москву опять из Мюнхена, при этом везде разные языки, часовые пояса, порядки и обычаи, праздники и забастовки - а они совершенно спокойно расписывают весь маршрут, отели и поезда, самолеты и такси, и, что интересно, практически не бывает сбоев.
Поскольку мой отъезд в отпуск даже и на четыре дня - событие не только для меня, но и для родных и близких (как они здесь без меня обойдутся мне не ясно), все считают своим долгом принять активнейшее участие в моей отправке - брат волнуется, что у меня будет мало денег, и дарит - "чтоб не чувствовала себя скованно", шеф выдает отпускные, дочь настаивает, что поездку оплачивает она, муж провожает на вокзал и усаживает в поезд.
Всех люблю, все чудесные, но уезжаю с радостью - устала от бесчисленных обязанностей и забот, устала от своих - пусть вокруг будут чужие, которые мне до лампочки и которых я, если не захочу, могу больше никогда не видеть.
Итак, поздно вечером в пятницу, я сажусь в фирменный поезд "Лев Толстой" Москва-Хельсинки и приключение начинается.
Настрой на приключения сразу приносит свои плоды - обращаешь внимание на все, и каждая мелочь становится пусть маленьким, но событием, т.е. приключением. Смотрю на билеты. В билете - туда, т.е. из Москвы в Хельсинки, написано просто - купейный, нижний, место №19, а в билете "обратно" - четко напечатано еще и "купе женское". Они, европейцы, не понимают: как в одном купе могут быть мужчины и женщины, как переодеваться, и вообще - вдруг во сне кто-то раскрывается. Представляете, какой ужас? А мы ничего, ездили и до-о-олго будем ездить еще, причем у нас в смешанном купе всегда веселей, чем в "однополом".
В нашем купе три женщины и один приятный молодой человек, который, чтобы не стеснять дам, почти все время простоял в коридоре. Проблемы хорошего воспитания. Его было жалко, я на некоторое время составила ему компанию, но он не ехал в Хельсинки, а меня, на данный момент, интересовал только мой приезд в чужой город. Знание английского на нуле, в городе я никого не знаю, а нашу хорошую знакомую, живущую недалеко от Хельсинки, я отговорила со мной встречаться: в программе, выданной мне Риммой, четко сказано - "встреча с группой на вокзале и отъезд в Турку".
Рассматриваю пачку бумаг - вот страховой полис. Интересные вещи можно прочитать - оказывается, о каждом из нас заявлено в нем, "что застрахованное лицо здорово и не страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями..., слепотой или глухотой". А, по-моему, все это есть у каждого второго застрахованного. Значит, в случае чего, у страховой компании всегда есть причина - не платить?
В семь утра всех разбудили - граница. Заполнили декларации для российской и финской погранслужб. Никто не знает - надо ли заполнять бланки или нет, если с собой четыреста долларов, двести марок и тысяча пятьсот рублей, но все советуют заполнить.
И правильно советуют. Пока все не заполнили и не сдали пограничники ждали. Они входят в вагон с двух сторон и очень тщательно проверяют соответствие лица в паспорте и в натуре. Всех не один раз пересчитывают, то и дело цифры не сходятся, ведь, хотя всем и велели не выходить из своих купе, люди заглядывают в соседнее купе к знакомым, дети выскакивают и начинают бегать и т.д. Наконец нас сосчитали и вернули паспорта. Теперь, наоборот, всех попросили выйти из купе - осматривают весь вагон, ищут запрещенные к провозу предметы, которые могут быть спрятаны под полками, под матрасами, или в других укромных местах. Это тоже погранслужба, но другая какая-то. И форма не та. Дальше идет следующая партия проверяющих - собственно таможня. Меня просят показать мои бесчисленные валютные резервы, но не пересчитывают. Видно, что я их абсолютно не интересую. А у дамы из нашего купе вдвоем пересчитывают золотые браслеты, цепочки и кольца, которыми она увешана. "И тонкая изящная золотая цепочка на щиколотке, которая особенно модна в этом сезоне на пляже" - писали в журнале "Англия" в 85-м или 86-м году, точно не помню. А по две но толстые, и на каждой щиколотке - модно?
Наконец, мы преодолеваем границу с нашей стороны, трогаемся и через полчаса снова останавливаемся. Границу я так и не разглядела - темно, хотя пыталась - может полоса в полкилометра шириной, на которой не было видно ничего, и была тем самым водоразделом?
Теперь за нас берется финская сторона. Также служивые идут в три очереди. Проверка лиц, проверка купе, таможня. Вежливые, почти знают русский, во всяком случае, понимают твои ответы.
- Helsinki tranzit?
- Да-да. Stockholm.
Вот так и буду объясняться всю дорогу. Ничего, справимся.
Все. Проехали границу. Через три часа Хельсинки, а пока пьем традиционный поездной чай, кстати, неплохо заваренный, а на блюдечке еще и ломтик лимона и сахар - на блюдечке, а не в стакане, т.е. предполагаются разные вкусы у пассажиров - вот дожили! Смотрю в окно, пейзаж тот же, правда, домики аккуратные, раскрашены в разные цвета, вокруг каждого лужайка, очищенная от снега, которого здесь побольше, чем у нас. В Москве было 15 тепла, а здесь явно не больше 5 градусов. И дороги. Ох. ..
Я, как автомобилист с 17-летним стажем, не могу не заметить дорог. Они просто есть! Они есть от каждого домика до шоссе, от каждого сарая в поле, все улицы в крошечных, на 5 домиков деревеньках заасфальтированы и асфальт без заплат. Как это может быть? Я не понимаю.
Возле домиков стоят трактора и другая сельхозтехника, раскрашенная в веселенькие цвета, и рядом очень чисто вымытые, нарядные автомашины. Видимо у них наш московский месячник "нет - грязному автомобилю!" превратился в годы. Все четыре долгих дня я обращала внимание на дороги и машины. С тоской и черной-черной завистью. Это, конечно, здорово - ехать на хорошей машине по хорошей дороге. Вырабатывается другое отношение к жизни - хорошее, благожелательно-спокойное.
Продолжение - Часть II. Helsinki. День первый
|